Отказ экспедитора от обязательств при уведомлении о повреждении груза

Потребитель дистанционным способом приобрел товар, во время получения груза, не уведомил экспедитора о повреждении товара, на этом основании экспедитор отказал в удовлетворении требований потребителя о возврате денег за услугу по доставке товара, возмещении стоимости утраченного груза.

Белгородская местная общественная организация «Белгородское общество защиты прав потребителей» (БМОО «БОЗПП») обратилась в суд с иском к ООО ТК «Кашалот» (далее по тексту экспедитор) в защиту интересов потребителя, в котором просила суд расторгнуть договор транспортно-экспедиционного обслуживания по доставке товара (дистанционная купля-продажа), взыскать уплаченную по договору оплату, стоимость утраченного груза, судебные издержки на составление искового заявления, компенсацию морального вреда, штраф за неудовлетворение требований потребителя в претензионном порядке.

Исковые требований БМОО «БОЗПП» удовлетворены в полном объёме, апелляционная жалоба экспедитора оставлена без удовлетворения.

В силу п. 1 ст. 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

Вместе с тем, п. 2 ст. 8 вышеуказанного закона также предусмотрено, что в случае, если утрата, недостача или повреждение груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору о порче груза может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Суд п пришел к выводу, что в рассматриваемом случае повреждение груза не могло быть установлено потребителем при приеме груза, учитывая его объем, значительное количество деталей и необходимость доставки деталей шкафа со склада к дому потребителя для распаковки и сборки шкафа.

Суд посчитал, что обращение потребителя 25.03.2021 г. в транспортную компанию с претензией по факту повреждения груза, т.е. на седьмой день после получения груза, является тем надлежащим уведомлением, которое было необходимо направить транспортной организации в силу положений
п. 2 ст. 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», и что срок направления уведомления не нарушен.