Не больше 5 кг в одни руки! Законно ли ограничивать количество продаваемого товара

Эксперты комментируют один из маркетинговых ходов магазинов

Чрезмерная запасливость населения – золотая жила для торговых сетей. Они очень любят покупателей за эту черту и всячески культивируют её акциями, лотереями, скидками и накопительными картами. «БелПресса» рассказывает о том, что нужно знать, приобретая акционные товары, на которые установлен лимит при покупке.

Продавец обязан продавать

«Установление каких‑либо ограничений количества товара, который продаётся по акционной, сниженной цене, по закону отсутствуют, – сообщил зампредседателя Белгородского общества защиты прав потребителей Андрей Майсак. – В этом случае действия продавца противоречат ст. 426 Гражданского кодекса РФ, по которой продавец обязан продать товар, так как данный договор (розничной купли-продажи) является публичным. Отказ продавца при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него какие‑то работы не допускается».

Отклонить просьбу покупателя пробить не 15 кг, а три раза по 5 кг тоже не имеют права: в этом случае продавец должен провести покупки через три чека.

Если продавец не исполняет свои обязательства, то его можно привлечь к ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ. Для этого нужно обратиться в Роспотребнадзор.

Всё в порядке, всё нормально

В Управлении Роспотребнадзора по Белгородской области отметили, что в 2018 году им никто не жаловался на то, что не смог купить какой‑либо товар в необходимом количестве.

«Действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей не установлены специальные нормы, регулирующие порядок проведения продавцами акций, при которых на товары может быть установлена сниженная цена», – говорится в ответе на редакционный запрос.

В ведомстве пояснили, что каждый покупатель может приобрести товары сверх того количества, которое оговорено в условиях акции, но уже по обычной цене. Следовательно, продавец не отказывает в приобретении товара, а лишь продаёт его по разным ценам: установленной и со скидкой.

Начальник управления по развитию потребительского рынка областного департамента экономразвития Владимир Зубов сообщил, что к ним также жалоб от потребителей не поступало.

Простой расчёт

О секретах ограничений количества продаваемого товара «БелПрессе» рассказал бывший сотрудник одного из гипермаркетов, пожелавший не называть своё имя, поскольку не исключает, что вернётся к работе в торговых сетях:

«Официально магазин устанавливает ограничения для того, чтобы исключить перекупщиков, вроде как чтобы хватило всем покупателям. Но поверьте: в первую очередь он заботится не о тех, кому не хватит, а о своей выручке. Крупный магазин может позволить себе выставить огурцы по 8 рублей за килограмм в сезон, тогда как их закупочная цена – 10 рублей. Расчёт прост: человек идёт за огурцами по 8 и попутно накупает другие товары, в итоге средний чек в гипермаркете – 1–1,2 тыс. рублей, в среднем сетевом магазине – 400–500. Именно поэтому магазину невыгодно, если все огурцы разом скупит дядя с овощной палатки.

Это один момент. Второй касается психологии покупателя. Откройте любой учебник по основам маркетинга и увидите, что любые скидки и ограничения – это банальные, но, тем не менее, действенные ходы для увеличения продаж. Стоит написать «не больше трёх бутылок в одни руки» – и вы увидите в тележках покупателей по три бутылки. Так бы они взяли одну бутылку условного масла или кондиционера для белья, но ограничения действуют на людей магически. Покупателю кажется, что по такой цене товар быстро расхватают и он не успеет его купить, что его больше не привезут, а если привезут, то, конечно, дороже, ведь всё дорожает. И люди закупаются впрок, причём бывает, что берут товары, которые им в принципе не нужны или которые расходуются у них очень мало.

Есть категория людей – охотники за скидками, обычно пенсионеры. Они, конечно, могут приходить и по пять раз за теми же огурцами и, кроме огурцов, ничего не брать. Хорошо, что их немного: такие покупатели – убыток для любого магазина».

Сетевое издание «БелПресса»